Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации

Настроить шрифт

Единство аффекта и интеллектаВ отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов [1].

Наряду с влиянием мышления на аффект существует обратное влияние аффекта на мышление, которое, в частности, проявляется в том, что, во-первых "во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее" [1, с.22]; во-вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания [1, с. 357]. Согласно Выготскому, отношение мысли к слову есть "движение через целый ряд внутренних планов" [1, с. 358].

Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального [6]. А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию [2].

Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в отечественной психологии пока не получили должной разработки. Перефразируя шутливое замечание Д.А. Леонтьева, можно отметить, что до сих пор «… интеллект аффекту не товарищ» [3].

В настоящее время искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов отражает термин "эмоциональный интеллект"(ЭИ) , который определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [4, 9]. Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны [4].

В настоящее время актуальны исследования прогностического значения эмоционального интеллекта. Авторы модели способностей рассматривают ЭИ как предпосылку просоциального поведения [9], сторонники «смешанных» моделей – как ключевой фактор успеха в общении и деятельности [8]. С успешностью деятельности, по крайней мере с субъективным переживанием её эффективности, связана и самоактуализация – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и мета потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности [5].

Мы предположили, что в юношеском возрасте уровень развития эмоционального интеллекта взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Цель исследования – изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с индивидуальными проявлениями самоактуализации у лиц юношеского возраста. В качестве испытуемых выступали студенты Полоцкого государственного университета в возрасте 19-22 года (всего 72 человека, из них 36 юношей, 36 девушек). В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник ЭмИн Д.В. Люсина и самоактуализационный тест Э.Шострома [7]. Для обработки результатов исследования применялись критерий различий Манна – Уитни, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), факторный анализ (метод главных компонент, вращение по модели варимакс). Количественный анализ результатов осуществлялся с использованием пакета статистических программ Statistica 5.5 A.

На первом этапе исследования было проведено сравнение юношей и девушек по параметрам эмоционального интеллекта и самоактуализации с помощью критерия различий Манна – Уитни. На достоверном уровне не было обнаружено гендерных различий по указанным параметрам (p≥0,05). Выявлены лишь различия в самооценке важности управления собственными эмоциями и понимания чужих эмоций: указанные показатели преобладают у девушек, т.е. для них более, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей (p≤0,05).

По причине отсутствия гендерных различий в показателях эмоционального интеллекта и самоактуализации дальнейшее исследование проводилось на выборке в целом. Анализ корреляционных связей и результатов факторного анализа позволяет охарактеризовать лиц юношеского возраста с высоким уровнем ЭИ с позиции индивидуальных проявлений самоактуализации.

Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта: склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми; имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь во всей её полноте.

Лица с высоким уровнем понимания эмоций сензитивны к собственным потребностям и чувствам, способны спонтанно и непосредственно их выражать.

В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность установить глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми.

Способность «обрабатывать» межличностную эмоциональную информацию в плане самоактуализации даёт меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.2. – С.21-22, 357-358.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

3. Леонтьев Д. А. Однопсишия [Электронный ресурс]. – 2006. Режим доступа: http://www.master-class.spb.ru/hum-leontiev.

4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 - 36.

5. Ребер А.Большой толковый психологический словарь. Пер.с англ. – М.: Вече.АСТ, 2000. – Т.2.– С.216.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.

7. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. –М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – С.358-379.

8. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. Bantam Books, 1995.– 352 p.

9. Mayer J.D. Emotional intelligence information. [Electronic resourse]. – 2006. Mode of access: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/

---

И.Н.Андреева (Полоцк, Беларусь)

Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения». Международная науч. конференция (2006, Гомель). III Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения», 18-19 октября 2006 года: [посвящ. 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского: материалы] / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко.– Гомель: ГГУ им .Ф.Скорины, 2006. – С. 128-131.