От недружелюбия к дружелюбию

Настроить шрифт

Ничто не принесет тебе спокойствия кроме тебя самого.
Ральф Уолдо Эмерсон

После Второй мировой войны и появления атомной бомбы Альберт Эйнштейн сформулировал самый важный, по его мнению, вопрос: «Является ли вселенная дружелюбным местом?».

Эйнштейн полагал, что, если мы воспринимаем вселенную враждебной, мы естественным образом будем относиться к другим как к врагам. На коллективном уровне мы запасемся оружием, поведемся на первую же провокацию и в конечном счете уничтожим и себя, и все живое. Однако, если вселенная кажется нам дружелюбной, мы скорее будем воспринимать людей как потенциальных партнеров. И у нас появится больше шансов прийти к согласию с другими, начиная с ближайшего круга, а затем распространяя этот процесс на человечество в целом. Мы ведем себя по-разному в зависимости от нашего ответа, и, вероятно, результаты отношений с людьми окажутся диаметрально противоположными.

На занятиях по ведению переговоров я учу силе рефрейминга* — способности по-разному интерпретировать ситуации. Мы каждый раз выбираем, относимся ли мы к переговорам как к состязанию с победителем и проигравшим или как к возможности для взаимовыгодного решения проблемы. И лучший способ изменить игру — изменить ее восприятие.

Но рефрейминга не всегда легко достичь. Даже зная о достоинствах подхода «выиграл-выиграл», в пылу конфликта мы часто видим оппонента в качестве противника в борьбе за скудные ресурсы. Если страх нехватки ресурсов берет власть над нами, прийти к согласию становится труднее.

От чего же зависит способность менять восприятие действительности? В первую очередь от пересмотра внутренней картины мира. Необходимо научиться задавать себе основополагающий вопрос Эйнштейна, не потерявшего свою актуальность со временем: какое наше рабочее допущение? Можем ли мы действовать, исходя из идеи о дружелюбной вселенной?

В разгар страданий непросто считать, что жизнь на нашей стороне. Как-то я выступал советником в переговорах президента страны, где длительное время шла партизанская война с сотнями тысяч жертв и миллионами беженцев. Президент выступал за мирные переговоры, но другие политики были против, называя партизан террористами. Президент намеревался провести секретные переговоры с руководством партизан и добиться договоренности по краткому перечню пунктов до объявления о начале мирных переговоров.

Проблема состояла в том, чтобы тайно доставить главу партизан из джунглей в третью страну. Эту крайне деликатную и опасную миссию президент возложил на человека, которого я назову Джеймсом. Он должен был нанять частный вертолет и прилететь в секретное место, чтобы забрать командира.

Когда вертолет Джеймса наконец приземлился, из джунглей выбежала сотня партизан с пулеметами. Они кричали, что договоренность была ловушкой. Напряжение и взаимное недоверие были чрезвычайно высоки.

Конечно, ситуация казалась Джеймсу враждебной и страшной. Но что ему было делать, чтобы разрядить обстановку? Несколько минут он сидел в вертолете, нервничая и обдумывая дальнейшие шаги. Затем он вылез из вертолета, смело протянул руку вражескому командиру и уверенно заявил: «Сэр, с этой минуты вы находитесь под личной охраной президента!»

Джеймс, будучи под прицелом сотен пулеметов, мог бы рассматривать вторую сторону как враждебную — и мало кто осудил бы его за такой выбор — или же он мог отнестись к противнику как к партнеру. Джеймс выбрал последнее, и поэтому лидер партизан согласился сотрудничать. Он сел в вертолет, и вскоре начались предварительные переговоры, а спустя полгода, когда была достигнута определенная договоренность, объявили о полноценных мирных переговорах.

Джеймса рассказал мне, что у него имеется фундаментальная вера в бытие, уверенность, что она не потеряет свою актуальность и каким-то образом сработает. Он воспринимал жизнь как союзника и сумел увидеть в командире маловероятного, но все-таки партнера.

Для изменения оценки мира в положительную сторону вам помогут три практики.

Говоря жизни «да»

В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл рассказывает историю молодой женщины, своей пациентки, которая лежала тяжело больной в нацистском концлагере:

Эта молодая женщина знала, что умрет в ближайшие несколько дней. Но, когда я говорил с ней, она казалась веселой, несмотря на осознание этого. «Я благодарна, что судьба ударила меня столь сильно, — сказала она мне. — В моей прошлой жизни я была разбалованной и не воспринимала всерьез духовное воспитание. — Указывая на дерево за окном лачуги, она продолжала: — Это дерево — мой единственный друг, который оставался со мной в период одиночества». Через это окошко она видела всего одну ветвь каштана с двумя цветущими свечами.

«Я часто говорю с этим деревом», — призналась она.

Я был поражен и не знал, как воспринимать ее слова. Может, она бредит? Может, у нее галлюцинации? С тревогой я спросил, отвечает ли ей дерево. «Да».

Что же оно говорило ей? Она пояснила: «Оно говорило мне: “Я здесь, я здесь — и я жизнь, вечная жизнь”».

Эта женщина находилась в месте великих страданий, на грани смерти, одинокая и изолированная, вдали от семьи и друзей, но удивительно, что Франкл описывает ее веселой и благодарной за все уроки жизни, преподнесенные нелегкой судьбой. Подружившись с деревом, точнее с одной веткой и двумя цветками, она нашла способ соединиться с жизнью перед лицом неминуемой гибели. И, таким образом, женщина создала собственное счастье и наслаждалась последними часами. Даже в таких ужасных условиях она сумела положительно ответить на вопрос Эйнштейна и увидеть вселенную как друга в виде дерева.

Мы никогда не узнаем имени этой женщины, но давайте извлечем урок из ее опыта:

человек обладает удивительной способностью менять восприятие мира. Нам нужно помнить о связи с жизнью, видеть счастье даже в небольших вещах. Жизнь бывает чрезвычайно сложной задачей, но нам выбирать, как воспринимать трудности: как проблемы или как то, что в конечном счете оборачивается благом.

Как убедительно и абсолютно ясно объяснил Франкл в своей книге (название которой в буквальном переводе с немецкого звучит как «Говоря жизни “да”, несмотря ни на что»), у нас есть возможность выбирать взгляд на мир. И он, в свою очередь, непосредственно влияет на наше отношение к другим.

---

* От англ. frame — рамка. Переосмысление и перестройка механизмов восприятия, мышления и поведения с целью избавиться от неудачных психологических шаблонов. Прим. ред.

Уильям Юри. Договорись с собой... и другими достойными оппонентами.